
Амортизаторы являются составляющей ходовой части автомобиля. Вовремя движения автомобиля, амортизаторы гасят колебания и поглощают удары и толчки по кузову автомобиля. Если бы в автомобиле не было амортизаторов, то при попадании даже в самую небольшую ямку, по всему кузову происходил бы очень мощный удар.
Какие только названия не носит это устройство:
- И демпфер (от «Dämpfer» - по-немецки «гаситель колебаний»);
- И Shock-absorber или «поглотитель ударов» по-английски.
Но нам привычнее называть это приспособление амортизатором.
Амортизатор выполняет возложенные на него функции вместе с пружиной, торсинами или рессорами, в зависимости от того, какая подвеска в автомобиле.
В случае если амортизатор вышел из строя, это приведёт к тому, что любая неровность начнет сразу передаваться на кузов. Если амортизатор «вытек», то он прекращает гасить колебания и автомобиль пойдет в раскачку. При входе в повороты, крен кузова также будет сильнее обычного.
Обнаружить неисправность амортизатора визуально, простому автовладельцу будет достаточно проблематично. Увидеть, что амортизатор вытек, можно только если сдвинуть пыльник, и как правило ёщё и отбойник амортизатора. Они защищают его от попадания грязи. Сделать это без наличия подъемника сложно. Диагностировать выход из строя опоры или опорного подшипника амортизатора, тоже лучше в специализированном сервисе. В случае если вышли из строя опоры или подшипник, амортизатор также будет отражать все неровности на кузов, а поставить ошибочный диагноз, не будучи специалистом достаточно просто.
Сейчас, на автомобилях используют масляные, газовые и газо-масляные амортизаторы. Они бывают как двух, так и однотрубными. Но масляные применяют намного чаще. В газо-масляных, так и в масляных амортизаторах, главную работу выполняет масло, а газ только устраняет образование пены. Существуют расхожее мнение, что масляные амортизаторы мягче газо-масляных, хотя это и не так.
Заодно с заменой амортизаторов, также хорошо сразу сделать замену пыльников и отбойников. Выполняя замену амортизатора, механик обязательно демонтирует опору и опорный подшипник. На их состояние также важно обратить внимание и в случае необходимости заменить.
Замена амортизаторов производиться в течении 2-3 часов, если речь конечно не идет о пневмоподвеске, в которой замена идет чуть дольше. Замену некоторых амортизаторов возможно произвести только в сборе, а у некоторых можно заменить только вставку (картридж). Что лучше менять, смогут подсказать наши специалисты.
Во время установки необходимо соблюдать нормы. Жесткость амортизатора подбирается в прямой зависимости с жесткостью пружин. Для крепления необходим динамометрический ключ. В зависимости от сечения, параметры могут быть различными. Важно обратить внимание на рычаги задней подвески.
Лучше доверить эту работу профессионалам. Наш автосервис располагает необходимым оборудованием, у нас работают квалифицированные специалисты, которые помогут вам выбрать необходимые амортизаторы в точном соответствии с вашей маркой и модификацией автомобиля, а так же определят количество и стоимость работ.
Конструкция подвески
Главные комплектующие подвески - это амортизаторы, стойки и пружины. И так как мы уже говорили ранее, как правило, амортизаторы обычно используются на автомобилях со стандартными системами подвески. Они обеспечивают гашения колебаний и поглощение толчков и ударов, действующих на раму автомобиля. Принцип действия заключается в возвратно-поступательном движении поршня амортизатора - поршень через небольшое отверстие перепускает масло из одной камеры в другую. Сила сопротивления амортизатора зависит от того, как интенсивно работает подвеска.
Амортизаторы выполняют самую сложную работу - обеспечение безопасности и комфорта. Их главная задача — постоянный контакт всех четырех колес с дорогой в дождь, в колее и на поворотах, на плохих дорогах и при полной нагрузке. Они должны гарантировать короткий тормозной путь, уверенность в критических маневрах и надежную работу в сочетании с ABS.
Интересные факты
По итогам исследований, проведенных IVU в 2004 г., 14,4 % автомобилей в Германии эксплуатируются с дефектными амортизаторами. Неисправности подвески, связанные с пробегом и сроком эксплуатации техники, встречаются на каждой пятой машине. Из-за этого происходит от 5 до 6 млн аварий.
Первый фактор износа — это пробег автомобиля. Доля неисправных амортизаторов при пробеге 50 000 км составляет около 25 %. Начиная со 100 000 км средняя доля неисправных амортизаторов превышает 30 %. Второй фактор износа — возраст машины. Средний для легковых авто в Германии — 7,5 лет. При возрасте свыше 10 лет доля неисправных амортизаторов превышает 20 %. Начиная же с 5 лет эксплуатации их эффективность в каждом 10-м автомобиле значительно снижена.
Стойки
Стойки это важная структурная часть подвески. Стойки выполняют два важные задачи. Первое, они действуют как демпфер при сжатии и расширении пружин. Второе, стойки оказывают структурную поддержку для подвески автомобиля, поддерживают пружину и держат ровно колеса машины.
Пружины
Пружины держат на себе вес автомобиля, поддерживают высоту дорожного просвета и поглощают вибрации, которые вызванные ездой по плохому дорожному покрытию. Более распространена цилиндрическая пружина, которая может использоваться как в передней так и в задней подвеске. Листовая рессора выполнена из нескольких стальных полос различной длинны и обычно применяется в задней подвеске тяжелых автомобилей, например джипов. Если размер дорожного просвета не совпадает со значениями, указанными в документации производителя, то требуется замена пружин.
Причины поломки амортизаторов
Замена либо ремонт амортизаторов может потребоваться по разным причинам. Наиболее распространенными причинами являются:
- неправильная эксплуатация;
- низкое качество амортизаторов;
- критический износ резинотехнических изделий;
- неправильная установка амортизаторов.
Как правило, отказ амортизатора происходит не сразу, а только после некоторого периода работы «на износ», вызванной повреждением других элементов (например, отбойника и верхней опоры). В случае если вовремя не произвести замену этих комплектующих, амортизатор будет работать при нагрузках, превышающих допустимые. В следствии чего ремонт амортизатора будет неизбежен.
Резиновые уплотнения и сальники, которые удерживают масло внутри амортизаторов, со временем теряют эластичность. Частая причиной выхода из строя сальников являются очаги коррозии на штоке. Гребешки сальника, будучи не в состоянии снимать масляную пленку со штока, пораженного коррозией, теряют герметичность и начинают протекать.
Настоятельно не рекомендуется самостоятельно проводить замену амортизаторов а также не рекомендуется доверять замену не квалифицированным специалистам. Несмотря на кажущуюся простоту данной процедуры, неопытный мастер может допустить ошибку: например, нарушить соосность цилиндра и поршня. Неправильная установка приведет к односторонним задирам и ускоренному износу сальников.
Как понять, что необходима замена стоек амортизаторов?
- пробег Вашего авто перевалил за показатель 80000 км или Вашему автомобилю более 3 лет;
- передняя часть авто «приседает», когда Вы проходите крутые повороты;
- стал ощущаться дискомфорт при езде – машина плохо слушается, руль сложно удерживать, особенно при повороте, а каждая ямка и бугорок заставляет машину «подпрыгивать»;
- тормозной путь сократился на 2 и более метра;
- на протекторах заметны вытертые участки, шины стали изнашиваться быстрей;
- на штоке появились канавки и царапины, сам корпус амортизатора покрылся маслом;
- подвеска издает посторонние стуки;
- машина ведет себя крайне неуверенно при любых дорожных условиях.
![]() |
![]() |
Устройство амортизатора
При выходе из строя амортизатора, автомобиль теряет устойчивость в повороте, появляется эффект раскачивания на неровностях дорожного полотна и возможно появление глухого металлического удара на особенно больших неровностях. Как правило при диагностике подвески на корпусе устройства можно заметить потеки гидравлической жидкости, которые сразу указывают на предполагаемую замену амортизаторов.
Чтобы замена амортизатора, заднего или переднего, или замена стоек амортизаторов прошла успешно, нужно чётко понимать тип и устройство данного элемента подвески автомобиля. На сегодняшний день наибольшее распространение имеют гидравлические амортизаторы, принцип действия которых заключяется в возвратно-поступательном движении их поршня, который через специальное отверстие выталкивает масляный наполнитель из одной камеры в соседнюю. То есть, эти приспособления трансформируют механическую (кинетическую) энергию в тепловую.
Сегодня встречаются следующие виды гидравлических амортизаторов:
- Рычажные (надежны, долговечны и просты в эксплуатации, но дороги в производстве);
- Однотрубные (труба с рабочей жидкостью (как правило, маслом) и перемещающимся в ней поршнем с клапанами) – эффективная универсальная конструкция, способная работать даже в наклонном положении, имеет отличные эксплуатационные характеристики, но требует регулярной замены пружины подвески, боится повреждений цилиндра и значительно дороже прочих аналогов.
Двухтрубные – состоят из двух труб разного диаметра с одной осью. Внутренняя труба заполнена маслом (или иной рабочей жидкостью) и оснащена поршнем с клапанами. В пространство между этими двумя трубами нагнетают охлаждающую жидкость и воздух. Плюсом таких амортизаторов является их компактность и надежность, а минусом – плохое восприятие экстремальных нагрузок и ухудшение характеристик подвески автомобиля.
Кроме того, гидравлические амортизаторы могут быть:
- С газовым подпором высокого давления;
- С газовым подпором низкого давления;
- Без него (просто газовые либо масляные).
Наличие газового подпора улучшает характеристики устройства при повышенных нагрузках и никак не проявляет себя при обычной размеренной езде.
Замена переднего амортизатора – нюансы технологии
Приведём примерный порядок работ при замене передних амортизаторов легкового автомобиля:
- Необходимо вывесить «проблемное» колесо и выставить упоры.
- Открутить болты крепления стойки амортизатора к поворотному кулаку.
- Отсоединить рулевой наконечник.
- Отсоединить тормозной шланг.
- Открутить гайки крепления верхней подушки амортизатора.
- Вынуть переднюю стойку амортизатора (целиком) из колёсной арки.
- Стянуть пружину, пока она не выскочит из опорной чашки.
- Открутить центральную гайку амортизатора.
- Снять пыльник амортизатора, отбойник, пружину и стойку.
- Установить новый амортизатор и вернуть все детали на место в обратном порядке.
Необходимо отметить, что замена передних амортизаторов требует не только автослесарных навыков, но и досконального знания устройства машины. Потому лучше доверять замену переднего амортизатора автомобиля опытным и квалифицированным специалистам Автосервиса V-STUDIO, для того чтобы спокойно ездить не один год на полностью исправном автомобиле.
Замена задних амортизаторов
Замена задних амортизаторов обычно выполняется на подъемнике и производиться в следующем порядке:
- Вывешивают колеса и подпирают балку заднего моста для сжатия амортизатора.
- Откручивают гайку нижней проушины амортизатора.
- Вынимают распорную втулку и болт с шайбами.
- Откручивают гайку верхней проушины устройства.
- Снимают старый амортизатор с резиновыми втулками.
- Устанавливают новый амортизатор и собирают все детали назад в порядке, обратном демонтажу.
Может показаться что замена задних амортизаторов проще, чем аналогичная процедура с передними, но, в любом случае, стоит доверить её специалистам, которые не только сэкономят Ваше время и силы, но и дадут гарантию на грамотно произведённые работы.
Как определить, необходима ли замена опоры амортизатора или его стойки?
Нужна ли замена стойки амортизатора в автомобиле или нет выявит диагностика. Однако есть ряд тестов, которые способны определить необходима замена опоры амортизатора или его стойки:
- Раскачайте машину вертикально (ритмично подавите на капот). Если Вы наблюдаете медленно затухающие колебания, нужно срочно обратиться автосервис для проведения диагностики состояния амортизаторов и, скорее всего, произвести замену стоек амортизаторов.
- Надавите на капот однократно и посмотрите, насколько плавно машина возвращается в приподнятое положение. Если плавно – то все в порядке, если же резко тогда это говорит что нужно произвести замену опор амортизаторов.
Также помогут определиться с необходимостью срочной замены стоек или опор амортизатора (или замены самих амортизаторов) следующие симптомы:
- Потеки масла (свидетельствуют о разгерметизации устройства);
- Потеря курсовой устойчивости и ухудшение управляемости машины при скорости в 90 км/ч;
- Неравномерность износа покрышек;
- Неравномерность нагрева амортизаторов (относительно друг друга) – проверяется на эстакаде после хорошей нагрузки на машину.
Обращаясь в автосервис V-STUDIO, даже если Вы всего лишь подозреваете дефекты в ходовой и не уверены, что понадобится замена амортизаторов – цена диагностики и возможных ремонтных работ будет несоизмеримо ниже цены человеческих жизней, которыми Вы рискуете, управляя неисправным автомобилем. Помимо доступной цены на замену амортизаторов, задних и передних, а также их комплектующих, преимуществом обращения к нам будет безукоризненное качество всех выполняемых работ.
В Автосервисе V-STUDIO проводится замена задних и передних амортизаторов автомобиля выгодных условиях:
- в сжатые сроки;
- с использованием современного специализированного оборудования и качественных расходных материалов и запчастей;
- по доступной цене.
Квалифицированные специалисты нашего автосервиса V-STUDIO имеют большой опыт работы, и могут гарантировать вам ответственное отношение к вашему автомобилю и профессиональный подход к поставленной задаче. Так же необходимо отметить, что для работы используется современное оборудование, качественные расходные материалы и запчасти. Обратившись в автосервис V-STUDIO, наши специалисты произведут ремонт вашего автомобиля любой степени сложности, качественно в максимально сжатые сроки.