
Устройство механических коробок передач МКПП
Механическая коробка передач состоит из:
-
картера;
-
первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями;
-
дополнительного вала и шестерни заднего хода;
-
синхронизаторов;
-
механизма переключения передач с замковым и блокировочным устройствами;
-
рычага переключения.
Механическая коробка передач (сокращенное название МКПП) пока остается самым распространенным устройством, изменяющим крутящий момент двигателя. Свое название коробка получила от механического (ручного) способа переключения передач.
Механическая коробка передач относится к ступенчатым коробкам, т.е. крутящий момент в ней изменяются ступенями. Ступенью (или передачей) называется пара взаимодействующих шестерен. Каждая из ступеней обеспечивает вращение с определенной угловой скоростью или, другими словами, имеет свое передаточное число.
Передаточным числом называется отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни. Разные ступени коробки передач имеют разные передаточные числа. Низшая ступень имеет наибольшее передаточное число, высшая ступень – наименьшее.
В зависимости от числа ступеней различают четырехступенчатые, пятиступенчатые, шестиступенчатые коробки передач и выше. Наибольшее распространение на современных автомобилях получила пятиступенчатая коробка передач.
Из всего многообразия конструкций МКПП можно выделить коробки двух основных видов: трехвальные и двухвальные. Трехвальная коробка передач устанавливается, как правило, на заднеприводные автомобили. Двухвальная механическая коробка передач применяется на переднеприводных легковых автомобилях. Устройство и принцип работы данных коробок передач имеют существенные различия, поэтому они рассмотрены отдельно.
Устройство трехвальной механической коробка передач
Трехвальная коробка передач состоит из ведущего (первичного), промежуточного, ведомого (вторичного) валов, на которых размещены шестерни с синхронизаторами. В конструкцию коробки также входит механизм переключения передач. Все элементы размещены в картере (корпусе) коробки передач.
Ведущий вал
Ведущий вал обеспечивает соединение со сцеплением. На валу имеются шлицы для ведомого диска сцепления. Крутящий момент от ведущего вала передается через соответствующую шестерню, находящуюся с ним в жестком зацеплении.
Промежуточный вал
Промежуточный вал расположен параллельно первичному валу. На валу располагается блок шестерен, находящийся с ним в жестком зацеплении.
Ведомый вал
Ведомый вал расположен на одной оси с ведущим. Технически это осуществляется за счет торцевого подшипника на ведущем валу, в который входит ведомый вал. Блок шестерен ведомого вала не имеет закрепления с валом и поэтому свободно вращается на нем. Блок шестерен промежуточного и ведомого вала, а также шестерня ведущего вала находятся в постоянном зацеплении.
Между шестернями ведомого вала располагаются синхронизаторы (другое название - муфты синхронизаторов). Работа синхронизаторов основана на выравнивании (синхронизации) угловых скоростей шестерен ведомого вала с угловой скоростью самого вала за счет сил трения. Синхронизаторы имеют жесткое зацепление с ведомым валом и могут двигаться по нему в продольном направлении за счет шлицевого соединения. На современных коробках передач синхронизаторы устанавливаются на всех передачах.
Механизм переключения трехвальной коробки передач обычно располагается непосредственно на корпусе коробки. Конструктивно он состоит из рычага управления и ползунов с вилками. Для предотвращения одновременного включения двух передач механизм оснащен блокирующим устройством. Механизм переключения передач может также иметь дистанционное управление.
Картер коробки передач служит для размещения конструктивных частей и механизмов, а также для хранения масла. Картер изготавливается из алюминиевого или магниевого сплава.
Принцип работы трехвальной МКПП
При нейтральном положении рычага управления крутящий момент от двигателя на ведущие колеса не передается. При перемещении рычага управления, соответствующая вилка перемещает муфту синхронизатора. Муфта обеспечивает синхронизацию угловых скоростей соответствующей шестерни и ведомого вала. После этого, зубчаты венец муфты заходит в зацепление с зубчатым венцом шестерни и обеспечивается блокировка шестерни на ведомом валу. Коробка передач осуществляет передачу крутящего момента от двигателя на ведущие колеса с заданным передаточным числом.
Движение задним ходом обеспечивается соответствующей передачей коробки. Изменение направления вращения осуществляется за счет промежуточной шестерни заднего хода, устанавливаемой на отдельной оси.
Устройство двухвальной механической коробки передач
Двухвальная коробка передач состоит из ведущего (первичного) и ведомого (вторичного) валов с блоками шестерен и синхронизаторами. Помимо этого в картере коробки передач размещены главная передача и дифференциал.
Ведущий вал, также как и в трехвальной коробке, обеспечивает соединение со сцеплением. На валу жестко закреплен блок шестерен.
Параллельно ведущему валу расположен ведомый вал с блоком шестерен. Шестерни ведомого вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего вала и свободно вращаются на валу. На ведомом валу жестко закреплена ведущая шестерня главной передачи. Между шестернями ведомого вала установлены муфты синхронизаторов.
С целью уменьшения линейных размеров, увеличения числа ступеней в ряде конструкций коробок передач вместо одного ведомого вала устанавливаются два и даже три ведомых вала. На каждом из валов жестко закреплена шестерня главной передачи, которая находится в зацеплении с одной ведомой шестерней - по сути три главных передачи.
Главная передача и дифференциал передают крутящий момент от вторичного вала коробки к ведущим колесам автомобиля. Дифференциал при необходимости обеспечивает вращение колес с разной угловой скоростью.
Механизм переключения передач двухвальной коробки, как правило, дистанционного действия, т.е. расположен отдельно от корпуса коробки. Связь между коробкой и механизмом может осуществляться с помощью тяг или тросов. Наиболее простым является тросовое соединение, поэтому оно чаще используется в механизмах переключения.
Механизм переключения передач двухвальной коробки состоит из рычага управления, соединенного тросами с рычагами выбора и включения передач. Рычаги в свою очередь соединены с центральным штоком переключения передач с вилками.
Под выбором передачи понимается поперечное движение рычага управления относительно оси автомобиля (движение к паре передач), под включением передачи – продольное движение рычага (движение к конкретной передаче).
Принцип работы двухвальной механической коробки передач
Принцип работы аналогичен трехвальной коробке. Основное отличие заключается в особенностях работы механизма переключения передач.
Движение рычага управления при включении конкретной передачи разделяется на поперечное и продольное. При поперечном движении рычага управления усилие передается на трос выбора передач. Тот, в свою очередь, воздействует на рычаг выбора передач. Рычаг осуществляет поворот центрального штока вокруг оси и, тем самым, обеспечивает выбор передач.
При дальнейшем продольном движении рычага усилие передается на трос переключения передач и далее на рычаг переключения передач. Рычаг производит горизонтальное перемещение штока с вилками. Соответствующая вилка на штоке перемещает муфту синхронизатора и осуществляет блокирование шестерни ведомого вала. Крутящий момент от двигателя передается на ведущие колеса.
Ремонт механических коробок передач МКПП
И так как мы уже говорили МКПП – это механизм, посредством которого на ведущие колеса автомобиля передается развиваемый мотором крутящий момент. Механическая коробка передач дает очень много преимуществ:
-
Предоставляет водителю автомобиля полный контроль над движением;
-
Дает хорошую динамику вождения;
-
Обеспечивает экономию топлива;
-
Позволяет трогаться на повышенной передаче;
-
Дает возможность ездить накатом.
Когда требуется ремонт механической КПП?
Даже незначительные неисправности МКПП сказываются на поведении автомобиля . Признаки неисправности МКПП:
-
Заеданию рычага, сложности переключения передач;
-
Невозможности включить какую-то передачу;
-
Появлению утечек масла из МКПП;
-
Появлению во время переключения передач характерных шумов.
Как правило, поломки МКПП связаны с износом отдельных деталей механизма либо недостаточной герметичностью картера. Для того, чтобы определить причину неисправности механической коробки, необходима разборка МКПП и её полная диагностика. Проверка МКПП позволяет понять, какие детали коробки нужно заменить, а также определить стоимость ремонта МКПП автомобиля .
По какой причине может выйти из строя МКПП?
Все механические КПП довольно надежные. Имеются факторы факторы , которые сокращают ресурс МКПП и приводят к поломкам. Как правило, чаще всего, ремонт коробки требуется по следующим причинам :
-
Несвоевременной замена масла МКПП ;
-
Использования неподходящего (нерегламентированного) или некачественного масла;
-
Неумения водителя выбирать оптимальные передачи;
-
Экстремального стиля вождения (пробуксовок и прочего).
Конструкция механической коробки является довольно простой, однако при сборке МКПП легко допустить ошибку. Поэтому ремонтировать МКПП лучше всего в квалифицированном автосервисе . Где всегда имеется необходимые комплектующие и профессиональное оборудование.
Как правило, стоимость ремонта механических коробок передач автомобилей зависят от поломки. Но ремонт механической коробоки обходится дешевле, чем полная замена МКПП .
Грамотный ремонт механических КПП
Сначала проводится первичная (обычно бесплатная) диагностика, которая позволяет выяснить, насколько сложным и дорогостоящим будет предстоящий ремонт данного узла. Именно поэтому цены на ремонт МКПП в прайсах автосервисов Москвы указаны лишь приблизительно. Диагностика механизма предусматривает проверку:
-
Целостности корпуса;
-
Уровня масла;
Степени износа подшипников (игольчатых, несущих, подшипников муфт), валов, синхронизаторов, сальников, шестерен, вилок выбора передач и других деталей, а также рабочих поверхностей.
Только после тщательной диагностики выполняется ремонт МКПП, который может включать:
-
Замену масла (следует использовать подходящий, рекомендованный производителем тип масла);
-
Замену изношенных или сломанных узлов механизма (на МКПП желательно устанавливать оригинальные детали);
-
Восстановление рабочих поверхностей коробки передач и целостности корпуса.
Наконец, выполняется сборка и установка коробки на автомобиль. После этого обязательно проводится тест-драйв и, если нужно, регулировка МКПП .
Разборка механических коробок передач
И так, как мы уже говорили, основным назначением автомобильной МКПП является, изменение крутящего момента, получаемого от двигателя, и передача его к ведущим колесам. Стоит дополнить, что она способна на неограниченное время и без излишних усилий со стороны водителя, отсоединить двигатель от остальных механизмов трансмиссии.
Неисправности МКПП
-
повышенный шум или резкие металлические щелчки во время работы,
-
затрудненное переключение одной или нескольких передач,
-
самопроизвольное ее выключение,
-
подтекание смазки.
Как правило, неисправности, следствием которых становится разборка механической коробки передач и следующий за нею ремонт МКПП , появляются из-за снижения уровня масла и неоправданно резких движений, выполняемых рычагом переключения передач. Провоцируемые при этом удары вызывают повреждения синхронизаторов, шестерен, отражаются на работоспособности подшипников, могут привести к разрушению картера.
Основные узлы, на которые возможна разборка МКПП
Конструкция механизма позволяет разобрать механическую коробку передач на следующие узлы и детали:
-
картер, основное назначение которого являться пристанищем для остальных составляющих и удерживать необходимый объем смазки,
-
валы КПП с набором шестерен и подшипников, гарантирующие надежную работу механизма,
-
синхронизаторы, основная задача которых обеспечивать быстрое и вместе с тем легкое переключение передач,
-
механизм переключения, с помощью которого водитель управляет работой КПП.
При всей внешней простоте, коробка современного автомобиля. является довольно сложным устройством. Чтобы разобрать МКПП, нужно отсоединить ее от двигателя, снять с автомобиля, что не всегда безопасно и возможно в домашних условиях. Так же нужно отметить следующая после устранения неисправностей сборка МКПП, требует не только аккуратности, опыта, но и знания тонкостей регулировки узлов и изделия в целом.
Сборка механических коробок передач
Этапы сборки МКПП
В процессе ремонта трансмиссии сборка является самым сложным этапом. На результате сказывается недостаток запчастей на замену, расходных материалов. Последовательность основных этапов сборки МКПП :
-
Установка первичного и вторичного валов после запрессовки сальников и подшипников в отверстия картеров коробки и сцепления с запрессовкой новых направляющих (шариковых подшипников), заменой сальников.
-
Установка дифференциала с запрессовкой наружных колец подшипников по отверстиям корпусов КП и сцепления, регулировкой подшипников, остальными настройками.
-
Установка рычага переключения передач на вмонтированный в картер шток.
-
Установка механизма переключения передач с поочередными настройками штоков и вилок (5-ая передача, 3 и 4-ая, 1 и 2-ая).
-
Монтаж картера как завершающий этап перед установкой МКПП
Условия сборки МКПП
Выше перечисленные этапы сборки механической коробки передач касаются типичных 5-ти ступенчатых трансмиссий в отечественных автомобилях. Последовательность работ в иномарках зависит от совершенно разных модификаций механического типа, но имеются общие условия для проведения сборочных работ:
Все сопряжения подвижных деталей смазываются техническим вазелином определенной марки. Обязательна замена прокладок со смазкой трансмиссионной жидкостью для предупреждения смещения.
Герметик используется по необходимости, на качестве замены прокладки картера лучше не экономить, как и на материалах для ремонта в принципе.
Несмотря на кажущуюся простоту механики, без проблем собрать МКПП даже простой конфигурации достаточно сложно. Поэтому при возникающих технических вопросах проще использовать опыт профессионалов.
Регулировка механических коробок передач
Завершающим этапом ремонта МКПП является ее сборка. Поскольку каждая из поступающих на сборку КПП деталей может иметь минимальный или максимальный допускаемый для нее размер, процесс сборки обязательно сопровождается регулировкой механической коробки передач.
Регулировка МКПП является очень ответственной работой. От нее зависит надежность, комфорт эксплуатации коробки передач. Надлежащим образом исполненная задача является гарантией соблюдения расчетных зазоров между сопрягаемыми деталями, что создает условия для бесшумной работы механизма и препятствует заклиниванию деталей при эксплуатационном нагреве изделия.
Регулировка элементов МКПП
При сборки КПП нужно, прежде всего, обеспечить предварительный натяг в подшипниках, на которых вращаются валы. Он должен находиться в пределах 0,5 Н/м. Его назначением является устранение осевого зазора и обеспечение равномерной загрузки обоих подшипников вала. Регулировка этой величины в зависимости от конструктивных особенностей осуществляется перемещением наружных колец с помощью:
-
предназначенных для этого регулировочных шайб,
-
гайкой,
-
подбором пакета специальных прокладок.
Толщину регулировочных шайб или пакета прокладок определяют с помощью специальных селекторных приспособлений, проведя после замеров несложные математические расчеты.
Приступая к сборке ведомого вала, регулируют зазор между каждой шестерней и отвечающими за ее положение стопорными кольцами. Он не может превышать 0,2 мм. Регулировку МКПП в этом случае производят установкой специально изготовленных дополнительных шайб, которые предусмотрительно выпускает изготовитель коробки. Их толщина колеблется от 2,5 до 3 мм, шаг составляет 0,1 мм.
Учитывая тот факт, что первичный и вторичный валы привычной для нас коробки не имеют жесткой связи, проводимая при их монтаже регулировка должна обеспечить слегка ощутимое осевое перемещение, что соответствует зазору 0,2 – 0,3 мм. Если вторичный вал собран правильно, зазор обычно обеспечивается затягиванием гайки фланца с усилием, находящемся в пределах 12 – 13 Кг/м. В противном случае величина необходимого зазора достигается установкой так называемых дистанционных шайб.
Тонкости регулировки КПП современных автомобилей
Современные легковые автомобили снабжены пятиступенчатыми коробками передач. И хотя их конструкция значительно разнится от привычной трехвальной коробки, регулировки мало чем отличаются от рассмотренных выше методов. Разве что необходимо индивидуальным подбором обеспечить боковой зазор между шлицами ведомого вала и расположившейся на нем ступицей муфты переключения в пределах 0,01 – 0,05 мм. Кроме того главная передача, коробка передач и современный дифференциал расположились в едином корпусе. Поэтому для того, чтобы окончательно отрегулировать МКПП такого образца, нужно заняться регулировкой и этих узлов. Производится она таким же способом, как и для любых других элементов КПП. Значения предельно допустимых зазоров нужно подсмотреть в соответствующей литературе.
Перед установкой МКПП проверяют полноту и четкость включения всех передач, при необходимости регулируют механизм переключения. Кроме того, воспользовавшись свободным доступом к смонтированным на маховике деталям, желательно одновременно произвести ремонт муфты сцепления . И напоследок. Учитывая сложность и высокую ответственность проводимых работ, выполняйте их в автосервисе.
В случае если вам необходим ремонт механических коробок передач МКПП обращайтесь в автосервис V-STUDIO. Квалифицированные специалисты нашего автосервиса имеют большой опыт работы, и могут гарантировать вам ответственное отношение к вашему автомобилю и профессиональный подход к поставленной задаче. Так же необходимо отметить, что для работы используется современное оборудование, качественные расходные материалы и запчасти. Обратившись в автосервис V-STUDIO, наши специалисты произведут ремонт вашего автомобиля любой степени сложности, качественно в максимально сжатые сроки.