
Устройство редуктора
В состав редуктора заднего моста входит несколько узлов, основные из них – это дифференциал и главная передача. Главной передачей называется механизм, при помощи которого передаточное число трансмиссии транспортного средства повышается. Так что же такое редуктор, когда он был создан, какие неисправности могут постигать его и многое другое мы расскажем в этой статье.
История создания редуктора
Процесс промышленной революции был ознаменован переходом деревянных деталей к металлическим. Движители на ветряной и водяной тяге уже создавали такие усилия, которые деревянным деталям было выдержать сложно. Основным фактором промышленной революции явилось создание более совершенных механизмов, поиск новых энергетических ресурсов.
Появление паровой машины потребовало наличие очень больших мощностей. Следовательно появилась нужда в конструировании металлических редукторов. К середине девятнадцатого века ручные ткацкие станки уже стали отходить далеко на задний план и заменяться механическими с втрое большей производительностью. Энергия стала дешеветь, что привело к повышению быстродействия станков и укрепило их экономическое преимущество. Паровой двигатель обладал достаточной мощью, чтобы запускать несколько текстильных станков.
Станки размещали вокруг парового двигателя для повышения КПД. Паровой двигатель развязал руки производственным возможностям, что позволило строить предприятия как у воды, так и в тех местах, где были уголь, транспорт, рабочие руки и рынки сбыта. Новое время селекционировало оптимальные конструкции зубчатых передач. Большую популярность обрели именно те, которые выдавали наиболее высокий экономический эффект.
Середина 19 века ознаменовалась появлением первых серийных редукторов. Ну а появление через несколько лет двигателей внутреннего сгорания и электрического привода, ознаменовало создание редукторов с заданными параметрами. Зубчатые механизмы передавали вращательные движения от двигателей с высокими оборотами и преобразовывали их параметры. Даже первейшие образцы электродвигателей и внутреннего сгорания были наделены слишком большой скоростью и моментом, что, априори, не подходило к использованию в промышленности. Сегодня, конечно же сложно найти любое транспортное средство или технологическое оборудование, которое лишено зубчатого механизма. Редукторы применяются практически во всех автомобилях и технологическом оборудовании. Как Вы уже поняли, зубчатые передачи прошли много лет развития.
Конструкция и принцип действия редуктора
Несмотря на то, что многие модели заднеприводных автомобилей в составе конструкции заднего моста имеют редуктор, он выглядит вполне идентично, за редким исключением некоторых образцов. Здесь нам сразу же вспоминается определение редуктора, в котором сказано, что это устройство, изменяющее скорость вращения в момент передачи усилия между усилия между устройствами. В результате изменения скорости вращения вполне вероятно изменение его величины и направления. Именно по этому принципу реализуется работа редуктора, используемого в конструкции заднего моста практически каждого транспортного средства.
Передача крутящего момента с ведущего вала на ведомые валы, которые расположены к нему под прямым углом используются шестерни, которые являются зубчатыми колёсами. Из-за расположения валов под разными углами, зубцы шестерен сделаны в специфической форме – эти шестерни называют коническими. Конические шестерни применяются, понятным образом, для вращения, но именно конструкция зубчатых колёс этого типа позволяет минимизировать шум, издаваемый при их работе, а ведь это очень важно, если Вы передвигаетесь в компактной легковушке, например.
Для того, чтобы редуктор действительно понижал скорость вращения, нужно ведущее колесо было в разы меньше ведомых. Если конструкция выверена правильно, то при полном вращении ведущего вала вокруг своей оси, ведомый вал совершит не полный оборот. Таким образом происходит редукция скорости вращения, то есть её снижение. В некоторых типах автомобилей часто требуется существенное понижение скорости вращения вала, например, на внедорожниках, которые преодолевают разного рода грязевые преграды достаточно медленно, чтобы не сесть брюхом или не застрять.
Типы редукторов
Как Вы уже поняли, редуктор – это механизм, который позволяет снижать частоту вращения, в то же время увеличивая крутящий момент. Это особый агрегат, который состоит из одной или нескольких зацепленных передач, установленных в корпус. Он приспособлен для изменения скоростей вращения валов как на понижение, так и на повышение. Сегодня редукторы широко применяются не только в автомобилестроении, но и строительной индустрии, для поднятия грузов, обрабатывающей, угледобывающей и нефтяной промышленности.
Редукторы подразделяются на самые различные типы. Они, как правило, классифицируются по нескольким признакам. Важнейшим из них является тип используемой передачи. И по этому принципу их разделяют на несколько видов: конические, планетарные, цилиндрические, червячные, спироидные, волновые и комбинированные.
Цилиндрические редукторы
Цилиндрические редукторы, зачастую, в грузоподъёмных механизмах и других областях с часто повторяющейся кратковременной нагрузкой. Они очень долговечны и коэффициент полезного действия у них достаточно высок.
Конические редукторы более сложны в своём устройстве чем цилиндрические. Соотношение производительности и компактности у них очень выгодно выделяются на фоне других типов. Конические редукторы широко применяются в подъёмных кранах различной конструкции.
Червячные редукторы приспособлены для передачи вращения между скрещивающимися под прямым углом валами, посредством червяка и червячного колеса, что с ним сопряжено. Червяк – это своеобразный винт с резьбой трапецеидальной формы и близкой к таковой. Червячное колесо ещё называют зубчатым. Его зубья имеют дугообразную форму. Редукторы червячного типа широко применимы в металлорежущих станках, троллейбусах и подъёмниках. Основным достоинством таких редукторов является бесшумность и плавность работы. Большим недостатком является повышенное тепловыделение, что приводит к низким показателям КПД и ускоренному износу.
Планетарные редукторы
Планетарные редукторы по сравнению с другими прекрасно выдерживают нагрузки, при этом обладая малой удельной ёмкостью материалов. Они очень надёжны и при этом имеют компактные размеры. Также они могут трансформироваться производителями в зависимости от используемого типа передачи. Волновые редукторы ранее применялись лишь в ракетостроении и оборонной промышленности. Волновые редукторы очень надёжны и обладают большой перегрузочной способностью, а также у них длительный эксплуатационный режим, они очень компактны, плавны и бесшумны в своей работе.
Спироидные редукторы
Спироидные редукторы – это бюджетные агрегаты для реализации привода небольшой мощности за сравнительно малые деньги. Комбинированные редукторы, исходя из своего названия используют разные по типу передачу в одном корпусе. Например, червячно-конические и конически-цилиндрические редукторы. Выбирая тот или иной тип редукторов, Вы должны базироваться данными нагрузки – усилием, массой, моментом инерции, временем работы и количеством включений за заданное время.
Чаще всего поломки редуктора, как составного элемента автомобильной трансмиссии зачастую связаны полной выработкой ресурса деталей, которые требуют последующей замены. Основными причинами способствующими последующим неисправностям редуктора заднего моста являются:
- изношенные сальники хвостовика;
- изношенные подшипники хвостовика и дифференциала;
- вышедшие из строя элементы дифференциала;
- изношенные или сломанные детали главной пары.
Признаки сломанного редуктора заднего моста не заметить попросту невозможно. Это и течь масла из самого редуктора, и характерный завывающий звук, который исходит из этого узла при движении. Всё это сразу же выдаёт причину поломки. И если протечку трансмиссионного масла устранить достаточно просто, поставив новый сальник хвостовика, то шум, который издаёт поломанная трансмиссия, убрать не так то и просто.
В первую очередь следует проверить не исчезает ли шум при движении машины накатом. Если он пропадает, то причина шума, естественно в главной паре редуктора. Если же шум и гул никуда не пропали, тогда, скорее всего, причина это заключается в сломанных подшипниках хвостовика или дифференциала. Почему так просто получается диагностировать такие серьёзные неисправности? Отвечаем. Во время движения автомобиля накатом, элементы главной пары не соприкасаются с усилием, следовательно они не в состоянии каким бы то ни было образом повлиять на появление странного шума в автомобиле.
Отметим то, что зачастую главная пара подвержена повышенному износу по причине низкого уровня масла. Когда детали редуктора недостаточно смазаны, это естественно подвергает их очень большим фрикционным и тепловым перегрузкам. А уровень масла, в свою очередь, резко снижается из-за неисправностей в сальнике, который становится непригодным для эксплуатации при плохо затянутой гайке хвостовика. Следующей причиной, приводящей к замене редуктора заднего моста, является повышенная нагрузка трансмиссии, которая возникает при длительном использовании машины с сильным перегрузом. Также не исключайте дефект деталей с конвейера, которые установлены на задний редуктор, стоимость которого непомерно завышена.
Как устроен редуктор заднего моста?
Рассматривать устройство редуктора заднего моста автомобиля следует вместе с другими элементами, что функционально связаны с ним. Это:
- главная передача (ГП);
- межколесный дифференциал.
Мощность от двигателя внутреннего сгорания, точнее от коробки передач через ведущую шестерню поступает на ведомую. Эти две шестерни и называются главной передачей. ГП изменяет величину и направление передачи момента. Ведомая шестерня взаимосвязана с полуосями, которые передают мощность от двигателя к колёсам. Межколёсный дифференциал распределяет её между различными полуосями, давая им вращаться с разной скоростью в момент изменения направления движения. Такой принцип построения механизма реализован на большинстве заднеприводных автомобилей. Данное устройство очень надёжно и прекрасно работает даже в самых сложных условиях дороги.
Принцип работы редуктора заднего моста
Несмотря на значительное число моделей автомобилей, в которых ведущим является задний привод, редуктор, используемый в конструкции заднего моста, всегда, за редким исключением, выглядит практически одинаковым. Здесь стоит вспомнить определение, согласно которому редуктор – это устройство, которое изменяет скорость вращения при передаче усилия от одного устройства к другому. При изменении скорости вращения может изменяться его величина и направление.
Вот именно этот принцип работы реализует редуктор, используемый в конструкции заднего моста практически любого транспортного средства.
Регулировка редуктора заднего моста
Производить регулировку заднего моста необходимо лишь в тех случаях, когда он действительно начал Вас беспокоить странным гулом, который уже слышно на скоростях от 30 км/ч. Основной причиной появления характерного шума в редукторе заднего моста является постоянное подвергание автомобиля большим перегрузкам или слишком частая езда с прицепом или простые механические повреждения. Поэтому не медлите с визуальной диагностикой механизма.
Сальники и фланцы, подшипники, сателлиты (звездообразный элемент в дифференциале) и их оси – всё это нужно будет снять и осмотреть, а в случае износа – незамедлительно поменять. Как должны выглядеть все эти детали в нормальном рабочем состоянии, Вы узнаете из мануала к Вашему транспортному средству. Замена редуктора в отечественном автомобиле будет не дорогостоящей. А если же у Вас иномарка, тогда лучше изучите все прейскуранты и наведите справки в магазинах автомобильных запчастей.
Теперь, когда все детали исправны (это было выявлено при визуальной диагностике), то можно собирать редуктор. Первым делом идёт ведущая шестерня, далее регулировочная шайба, фланец и распорная втулка с подшипниками. Далее затягиваем гайку с необходимым усилием. Для этого берём специальный ключ с встроенным динамометром, в отсутствие такового придётся постоянно пользоваться мерным рычагом. Каждый миллиметр хода рычага нужно будет сопровождать измерением давления безменом. А это очень хлопотно и долго, причём требует определённой точности и осторожности. Гайка должна затягиваться на 1 Ньютон, в это время фланец не должен двигаться. Его нужно закрепить специальным ключом с распорками, которые по размеру точно подходят под пазы фланца. Затем монтируем ведомую шестерню на её место в корпус дифференциала и затягиваем болты.
Теперь приступаем к непосредственной регулировке люфта. После установки всех деталей на своё место, затягиваем все гайки по минимуму и поворачиваем ведомую шестерню. Далее проверяем её на наличие небольшого люфта, покачивая шестерню из стороны в сторону. Запомните, люфт должен быть, но не значительный! Это, можно сказать, запасное место для нагрева редуктора. Чтобы ничего не лопнуло при движении.
На заключительном этапе проверяем расстояние между болтами, удерживающими гайки, которые мы недавно закрутили. Гайки необходимо затянуть на одинаковое расстояние, для этого следует воспользоваться штангенциркулем. После снова проверяем шестерню на наличие люфта. Важно, чтобы он таким и оставался дальше. Всё, регулировка редуктора окончена.
Ремонт редукторов
Часто владельцам автомобилей приходится ремонтировать редуктор моста. Любую неисправность редуктора необходимо устранять в условиях автосервиса, потому как, серьезных подход специалистов к ремонт переднего редуктора или редуктора заднего моста может гарантировать правильную и надежную работу системы в дальнейшем.
Признаки неисправности редуктора моста
Если вы сомневаетесь в исправной работе редуктора тогда вам необходимо обратиться к специалистам за консультацией. Стоимость ремонта редукторов, и его диагностики, небольшая, поэтому откладывать ремонт не стоит. Признаками неисправности редуктора моста могут быть:
-
появление гула;
-
наличие на редукторе потеков масла;
-
люфт приводов, хвостовика;
-
изменение уровня масла.
Специалисты выполнят диагностику моста, определят стоимость ремонта редукторов в именно в конкретной ситуации. Часто выход из строя редуктора обусловлен наличием неисправностей элементов трансмиссии, таких как карданный вал, опорные подшипники. К примеру, в подшипниках в результате изнашивания появляются зазоры, вследствие которых подшипник становится неспособным обеспечивать правильное вращение деталей. В итоге — оси деталей смещаются, возникают колебательные движения, резонансные проявления редуктора, известные, как «гудение моста».
Проверка редуктора моста
Как правило, сигналом того, что необходимо выполнить проверку редуктора является характерный гул во время движения на пониженных скоростях. Он слышен с задней части автомобиля. Необходимо обращаться в автосервис, потому как, скорее всего задний редуктор пришел в негодность либо требует регулировки.
Главной причиной гула является возникновение неприемлемого зазора среди элементов главной пары редуктора. Проверка и ремонт редуктора неприемлема в домашних условиях, нужно ехать в автосервис, где можно будет провести ремонт тормозной системы .
Этапы проверки редуктора в автосервисе
-
Автомобиль устанавливаю на смотровую канаву. Производят фиксирование его колес специальными приспособлениями.
-
Вторым этапом опытные специалисты автосервиса отсоединяют от заднего редуктора кардан.
-
Затем специалисты автосервиса откручивают специальную заглушку редуктора и сливают масло в емкость.
-
Далее вывешиваются задние колеса при помощи специального подъемника, производят их демонтаж. На этом этапе вытаскивают полуоси с обеих сторон. Детали осматривают, и довольно часто требуется ремонт ремонт полуоси или ее замена.
-
Затем откручивают болты, служащие для крепления редуктора к заднему мосту и снимают деталь.
-
Для осмотра детали используют верстак. В нем закрепляют редуктор и проверяют место, в котором соединяются детали главной пары между собой. Следует заметить, что в исправном редукторе места соединения деталей главной пары должны быть исключительно посередине.
-
Для настройки редуктора уменьшают толщину специального кольца, служащего для регулировки, когда пятна выше и увеличивают в случае, если пятна ниже среднего положения.
-
Затем специалистами автосервиса проходит проверка редуктора на надежность зацепления.
-
При помощи специального стенда и рычагов приводят в действие редуктор в обоих направлениях и осматривают поверхности зубьев.
-
Если зацепление редуктора правильное - проверка редуктора окончена. В случае, когда нет - нужно разобрать редуктор. Если будут обнаружены серьезные поломки, его нужно заменить новым.
Зачастую при проверке редуктора становится необходимым ремонт дифференциала.
Особенности ремонта
Важно отметить, что производить ремонт желательно в автосервис, где отремонтировать редуктор моста смогут с гарантией качества. Специалисты не станут выполнять разборку и сборку редуктора без выявления точных причин поломки, рассмотрения различных вариантов ее устранения. Правильная диагностика позволит найти явные либо скрытые нарушения, проверить качество функционирования деталей, и определить цену ремонта редуктора моста автомобиля.
При провидении ремонтных работ специалисты используют оригинальные комплектующие. В случае если ремонт редуктора не целесообразен, будет выполнена замена редуктора моста. После ремонтных работ обязательно выполняется настройка функционирования данной системы. Именно благодаря этому можно быть уверенным в чёткости ее работы. Учитывая, что цена ремонта редукторов автомобиля в Санкт Петербурге доступная для большинства владельцев автомобилей, починить автомобиль не составит труда.
Как предупредить поломки редуктора
Для того что бы отсрочить необходимость обращаться за проведением подобных ремонтных работа в автосервис ,автовладельцам стоит:
-
осуществлять регулярное обслуживание редуктора моста, своевременно заменять масло;
-
контролировать состояния подшипников, сальников приводов, вовремя выполнять их замену;
-
вовремя устранять неисправности элементов трансмиссии;
-
избегать агрессивного скоростного стиля езды.
Разборка редуктора моста автомобиля
Для того чтобы выполнить ремонт редуктора, его необходимо демонтировать и разобрать. Если своевременно не выполнить обслуживание механизма, тогда он не правильно начнёт работать, и это отрицательно скажется на качестве передвижения на автомобиле. Вероятность поломки редуктора особенно увеличивается, когда минусовая температура окружающей среды, поэтому важно разобрать редуктор и промыть его запчасти до наступления холодов.
Последовательность действий при разборке редуктора
Разборка редуктора автомобиля производиться в специальной установленной производителем последовательности. Специалист должен соблюдать процедуру разборки, иначе сборка редуктора может оказаться весьма проблематичной. Прежде чем приступить к разборке редуктора , сначала необходимо демонтировать редуктор. Необходимо вывернуть болты стопорных пластин, вынуть сами пластины. Потом снимаются крышки подшипников, отвинчиваются доступные крепления, извлекаются регулировочные гайки и обоймы роликовых подшипников.
Далее аккуратно вынимается ведущая шестерня, выпрессовывается ось сателлитов. Затем из корпуса вынимается вал шестерни, заключительным этапом разборки редуктора автомобиля является извлечение колец подшипников и регулировочных втулок. С поверхности деталей удаляется грязь, а потом выполняется проверка редуктора :
-
оценивается степень износа элементов узла;
-
детали осматриваются с целью выявления сколов, трещин, деформации;
-
проверяется, соответствуют ли размеры отверстий сателлитов номинальным параметрам.
При выявлении дефектов детали шлифуют либо , если повреждения серьёзные – запчасть заменяют. Важно обратить внимание, что некоторые комплектующие редуктора можно заменить только попарно. В процессе сборки заливается свежее масло в картер, остальные запчасти смазывают и крепко фиксируют.
Сборка редуктора моста автомобиля
Перед сборкой редуктора авто после ремонта необходимо тщательным образом промыть все комплектующие и произвести внимательный осмотр. Особое внимание нужно уделить зубьям шестерен передачи, потому как для безопасной эксплуатации недопустимо наличие на их поверхности даже самых незначительных повреждений , которые, часто возникают во время неаккуратной разборки редуктора. Так же следует осмотреть оси сателлитов, шейки шестерен, их посадочные отверстия, находящиеся в коробке дифференциала. При обнаружении серьезных повреждений детали необходимо будет заменить, а мелкие неровности можно отшлифовать.
При сборке редуктора автомобиля не стоит забывать и о состоянии подшипников. Их негодное состояние вызывает сильный шум и заклинивание зубьев шестерен. В идеале подшипники должны иметь гладкую, ничем не поврежденную рабочую поверхность. Необходимо проверить и механизм дифференциала, а точнее, нужно убедиться в легкости его вращения. После этого можно начинать сборку редуктора.
Как собрать редуктор
Сначала установке подлежат ведущая шестерня с регулировочным кольцом и фланец. Затем, перевернув горловиной вверх картер редуктора, нужно завернуть гайку крепления фланца. Здесь важно проследить за стопором фланца ведущей шестерни, который во время затягивания гайки должен оставаться неподвижным.
Далее выполняется сборка и установка дифференциала. Для этого нужно установить шестерни полуосей вместе с опорными шайбами и сателлитами. Затем, совместив ось вращения последних и ось вращения в коробке, вставить ось сателлитов. При этом важно проверить люфт всех шестерней полуоси, который не может превышать десятой доли миллиметра.
Поместив коробку дифференциала в картер редуктора, можно установить на прежние места наружные кольца и крышки подшипников. И последним пунктом становится возвращение стопорных пластин регулировочных гаек. По завершении указанных выше манипуляций нужно выполнить проверку редуктора проверку редукторам , подвергнув его специально разработанным механическим испытаниям.
Ремонт переднего редуктора моста автомобиля
Основными признаками неисправности редуктора переднего моста авто является гул, вой, свист, вибрации. Работоспособность переднего редуктора определяется состоянием шрусов, сальников, карданного вала, подшипников, степенью износа дифференциалов. Ремонт переднего моста, осуществленный непосредственно в автосервисе, — гарантия слаженной работы авто в целом.
Варианты ремонта редуктора переднего моста
Ремонт редуктора может включать различные работы , направленные на наладку правильного функционирования переднего моста. Установить необходимый перечень работ позволит диагностика моста. Чаще всего мастерам приходится сталкиваться с выполнением следующих процедур:
-
замена сальников, хвостовика редуктора;
-
замена перетянутых либо изношенных подшипников редуктора;
-
замена гипоидной пары, замена подшипников в редукторе;
-
устранение люфта, регулировка редуктора;
-
профилактические работы, включающие подтяжку, замену втулки, сальников, хвостовика;
-
капремонт редуктора.
Работы по ремонту переднего редуктора могут выполняться без его снятия с автомобиля, к примеру, при замене сальника, распорной втулки, др. Если же редуктор либо его составляющие сильно изношены, для восстановления функционирования узла потребуется его демонтаж.
Этапы ремонта переднего редуктора
Для ремонта либо замены редуктора выполняется его демонтаж. Для снятия, разборки, регулировки, сборки узла требуется спецоборудование, а также наличие определенных навыков у исполнителя. Работы по ремонту переднего редуктора специалисты выполняют, как правило, в таком порядке:
-
снимают передние колеса, сливают из картера масло;
-
отсоединяют от редуктора карданный вал;
-
снимают болты крепления крышки подшипника;
-
разворачивают поворотный кулак, отсоединяют редуктор от привода, снимают его;
-
выполняют ремонт;
-
устанавливают редуктор переднего моста в обратном порядке;
-
заливают масло.