
Топливный бак: устройство, виды, принцип функционирования
Автомобильный топливный бак является важным конструктивным элементом топливной системы ДВС. Основным назначением бака является хранение автомобильного топлива, а это может быть, например, бензин, дизтопливо, газ и т.д. Также в функции топливного бака входит предотвращение возможных утечек топлива и предотвращение выбросов вредных веществ, образующихся в процессе испарения топлива.
В автомобилях легкового типа топливные баки, как правило, устанавливаются непосредственно под задним сиденьем в максимально защищенной зоне от удара сзади. Для надежности крепления бака на кузове автомобиля применяются специальные хомуты ленточного типа.
Нижняя часть бака на некоторых автомобилях защищена металлической пластиной. Для защиты бака от перегрева, который возможен из-за соприкосновения бака с трубой выхлопной системы, используются теплоизоляционные прокладки.
Для каждого автомобиля разрабатывается свой топливный бак, учитывающий конструктивные особенности транспортного средства. Как правило, объем бака стараются сделать таким, чтобы запас топлива позволял проехать в среднем 500 км. Дизельные автомобили, как правило, на одной заправке могут преодолеть значительно большее расстояние из-за своей экономичности.
Материал для топливных баков
Современные топливные баки могут изготавливаться из различных материалов – металла (алюминиевого или стального сплавов) и пластика.
Металлические баки
Для изготовления металлических топливных баков применяется штампованный лист, при этом для бензина и дизельного топлива – это алюминиевый лист, для газа – стальной. Металлические баки отличаются высокой прочностью, износостойкостью и надежностью, но имеют некоторые ограничения по форме.
Пластиковые баки
Топливные баки из высокопрочного пластика приобретают все большую популярность. Применение пластика высокой плотности позволяет производить баки любой конфигурации и объема.
Пластиковые баки устойчивы к появлению царапин, сколов, коррозии. Для избежания утечек топлива на молекулярном уровне пластиковые баки делают многослойными, а внутреннюю поверхность стенок бака обрабатывают защитным слоем из фтора.
Топливные баки могут отличаться в зависимости от типа ДВС, кузова, конструкционных особенностей топливной системы, системы подачи топлива.
Конструкция и принцип работы топливного бака
Подача топлива в бак осуществляется через горловину, расположенную над задним крылом (слева или справа). Левое расположение горловины наиболее удобно, но почему-то большинство машин оборудованы горловиной с правой стороны.Удобство в том, что на заправках очередь для машин с левой горловиной в разы меньше, водителю меньше ходить, а главное – меньше шансов забыть вынуть заправочный пистолет и уехать вместе со шлангом.
Заливная горловина соединяется с баком при помощи трубы, которая называется топливопроводом. Для закрытия горловины чаще всего применяется крышка винтового типа.
На некоторых моделях автомобилей компании Ford горловина для залива топлива не имеет защитной крышки (система Easyfuel), но при этом оснащается специальным люком с замком, который открывается при помощи электродвигателя и привода при вставке в горловину заправочного пистолета.
В топливную систему подача топлива осуществляется по выходному топливопроводу, при этом избыток топлива возвращается в бак через сливной топливопровод. Бензиновые ДВС оснащены топливными баками с электрическим насосом для подачи топлива.
За контроль над уровнем топлива в баке отвечает специальный датчик, который так и называется: датчик уровня топлива. В бензиновых ДВС он соединен с топливным насосом, в дизелях – монтируется как самостоятельный элемент. В баках, имеющих простую конструкцию предусмотрена установка только одного датчика контроля, в баках, имеющих сложную, многокамерную конфигурации таких датчиков может быть два.
Обеспечить постоянное давление воздуха внутри топливного бака позволяет вентиляционная система топливного бака. Низкое давление способно привести к деформации бака и прекращению подачи топлива. Высокое давление грозит разрывом топливного бака. Поэтому так важно соблюдать оптимальное давление внутри бака для предотвращения серьезных поломок.
В современных баках применяется закрытая вентиляционная система, при которой бак не взаимодействует с входящим воздухом.
Для того чтобы избежать разряжения воздуха внутри бака устанавливается предохранительный клапан, который располагается на крышке горловины для подачи топлива. Основным назначением этого клапана является разрешение подачи воздуха в одном направлении и предотвращение его движения в обратном направлении.
Избыточное количество паров, возникающих при подаче топлива в бак, выводится по трубопроводу вентиляционной системы, который располагается параллельно с трубопроводом по которому топливо заливается в бак.Трубопровод для вывода топливных паров оснащен специальной компенсационной емкостью. Здесь же находится и клапан гравитационного типа, который предназначен для предотвращения разлива топлива из топливного бака в случае опрокидывания автомобиля.
Вывод паров при нагреве топлива из бака осуществляется при помощи системы вывода паров бензина. Подобная система является составляющей частью вентиляционной системы топливного бака, которая на основании датчиков температуры и давления улавливает пары бензина и выводит их из бака.
Замена топливных баков
Замена топливного бака, расположенного в багажнике автомобиля, может потребоваться при обнаружении в нем утечки топлива. Хотя эта процедура и несложная, лучше провести её в профессиональном автосервисе, ведь цена замены топливного бака невелика. Пары бензина взрывоопасны, поэтому необходимо быть осторожным. Обычно эту процедуру проводят тогда, когда исключена возможность ремонта топливного бака . Заменять топливный бак желательно с помощником, так как одному его сложно и тяжело держать. Перед снятием бензобака большую часть топлива желательно выработать или откачать с помощью шланга через топливоналивную горловину.
Снятие топливных баков
Снятие топливного бака автомобиля может потребоваться в нескольких ситуациях. Самая распространенная из них – это его повреждение, например, в результате ДТП. Помимо этого снять топливный бак бывает необходимо в случае обнаружения в нем течи, для прочистки, ремонта или замены, а также для кузовного ремонта той части авто, в которой он расположен.
Правила производства работ при снятии топливного бака автомобиля
- Прежде чем снять топливный бак авто, из него понадобится слить топливо. Для этого допустимо использовать самодельные приспособления, но гораздо эффективнее и проще применить специальный насос.
- Рабочее место должно обладать мощной вентиляцией, так как пары горючего ядовиты и при вдыхании способны причинить вред здоровью.
- В процессе снятия топливного бака потребуется отключить клемму аккумуляторной батареи, что иногда может спровоцировать потерю данных в ЭБУ автомобиля. Учитывая это, отключать питание необходимо в строгом соответствии с инструкцией по ремонту конкретной марки и модели авто.
Основные мероприятия при снятии топливного бака автомобиля
Места расположения топливного бака, способы его соединения с топливопроводящими трубопроводами, габариты и прочие параметры у разных моделей автомобилей довольно существенно отличаются, однако можно обозначить общую последовательность действий по демонтажу этого агрегата, применимую к большинству марок и моделей авто.
- Обеспечить выработку топлива в баке до сигнала низкого уровня топлива (вырабатывать топливо полностью до остановки двигателя настоятельно не рекомендуется!)
- Обеспечить доступ к датчику уровня топлива, для этого следует снять декоративные панели или накладки, подушку заднего сиденья или иные элементы внутреннего оснащения авто.
- Отсоединить минусовую клемму аккумулятора (в противном случае может произойти короткое замыкание в электрической системе авто).
- Отключить датчик уровня топлива.
- Откачать оставшееся в баке горючее.
- Приподнять авто при помощи специального подъемника или домкрата.
- Обеспечить доступ к топливному баку, для этого на некоторых автомобилях требуется снятие заднего колеса, теплозащитного экрана, подушек подвески выхлопной системы и т.п.
- Отсоединить топливоподающие трубопроводы, подставив под днище авто емкость для сбора остатков топлива.
- Открутить крепежи топливного бака, после чего аккуратно снять его.
Следует помнить, что работа с элементами топливной системы автомобиля требует высокой квалификации и надлежащего технического оснащения и инструмента, так что целесообразнее доверять ее специалистам. Только качественное выполнение работ по снятию и установке топливного бака способно обеспечить безотказное функционирование топливной системы авто.
Установка топливных баков
Последовательность действий при установке топливного бака
При чистке, ремонте или замене бака, а также при установке нового бензонасоса или хомутов производится снятие топливного бака . По окончанию необходимых работ следует установить топливный бак на место. В процессе монтажа важно придерживаться установленной производителем последовательности действий.
Установка топливного бака состоит из таких этапов:
- Топливный бак необходимо задвинуть под машину поближе к месту его крепления;
- Затем фиксируются топливные шланги;
- Бак осторожно приподнимается с помощью домкрата;
- В проём рамы вставляется резиновый патрубок;
- Хомут резинового патрубка аккуратно затягивается, домкрат можно вынимать;
- Подсоединяется аккумулятор;
- Заливается бензин и проводится проверка работы.
После монтажа топливного бака необходимо завести автомобиль на три минуты и посмотреть, нет ли утечки топлива, а также удостовериться в правильности установки бензиновых шлангов. В стоимость замены топливного бака по необходимости входит замена топливного насоса и замена топливного фильтра .
В случае если вам необходима замена топливного бака обращайтесь в автосервис V-STUDIO. Квалифицированные специалисты нашего автосервиса имеют большой опыт работы, и могут гарантировать вам ответственное отношение к вашему автомобилю и профессиональный подход к поставленной задаче. Так же необходимо отметить, что для работы используется современное оборудование, качественные расходные материалы и запчасти. Обратившись в автосервис V-STUDIO, наши специалисты произведут ремонт вашего автомобиля любой степени сложности, качественно в максимально сжатые сроки.